Разумное микрофинансирование означает полную прозрачность ценообразования и условий предоставления всех финансовых продуктов. Разумное микрофинансирование работает с клиентами так, чтобы они не занимали денег больше, чем могут вернуть, и не приобретали финансовые продукты, которые им не нужны. Разумное микрофинансирование предписывает уважительно обращаться с клиентом при взыскании задолженности и всегда придерживаться высоких этических стандартов в общении с клиентами. Разумное микрофинансирование предоставляет клиентам механизм рассмотрения их жалоб, направленный на повышения качества обслуживания. Разумное микрофинансирование обеспечивает сохранение конфиденциальности данных клиента. Разумное микрофинансирование защищает клиентов, бизнесы и отрасль в целом.
Разумное микрофинансирование включает в себя основные принципы защиты клиентов, помогающие микрофинансовым организациям внедрить у себя этичную и разумную деловую практику. Принципы защиты клиентов — это минимальные стандарты обслуживания, на которые может рассчитывать клиент при обращении в микрофинансовую организацию. Эти принципы были выработаны в результате тщательной фильтрации результатов новаторских разработок поставщиков услуг, международных сетей и национальных микрофинансовых ассоциаций по составлению ориентированных на клиента кодексов поведения и практики. В микрофинансовой отрасли на данный момент существует консенсус относительно того, что поставщики финансовых услуг должны придерживаться следующих базовых принципов:
• Надлежащая разработка и поставка товара: Поставщики обязуются разрабатывать продукцию и планировать каналы поставок без причинения какого-либо вреда клиентам. При разработке продукции и планировании каналов поставок должны быть приняты во внимание характеристики клиента.
• Предупреждение чрезмерной задолженности: Поставщики обязуются осуществлять контроль над всеми фазами кредитного процесса для обеспечения платежеспособности клиентов и предупреждения чрезмерной задолженности. В дополнение к этому, поставщики обязуются внедрить и осуществлять контроль над внутренней системой для предупреждения чрезмерной задолженности, а также приложить все усилия для улучшения уровня управления кредитными рисками на рынке (такими как обмен кредитной информацией).
• Прозрачность: Поставщики обязуются предоставить четкую, достаточную и своевременную информацию способом и на языке, понятных для клиентов для предоставления им возможности принять взвешенное решение. Подчеркивается особая необходимость прозрачности информации о цене, сроках и условиях приобретаемых товаров.
• Ответственное ценообразование: ценообразование, сроки и условия должны обеспечивать платежеспособность клиентов и быть устойчивыми по отношению к финансовым организациям. Поставщики обязуются приложить все усилия для получения реального положительного дохода от вложений.
• Справедливое и уважительное отношение к клиентам: Поставщики финансовых услуг и их агенты обязуются относиться к своим клиентам со всей справедливостью и уважением. Не допускается дискриминация. Поставщики обязуются предоставить достаточные гарантии для выявления и устранения коррупции, а также случаев агрессии или насилия, применяемых со стороны сотрудников или агентов, особенно во время проведения кредитных операций и операций по взысканию задолженности.
• Конфиденциальность данных клиентов: Конфиденциальность данных клиентов сохраняется в соответствии с законами и нормами в рамках национальных юрисдикций. Информация может быть использована для целей, указанных во время сбора данных, и в соответствии с законодательством, если иное не оговорено с клиентом.
• Механизмы рассмотрения и разрешения жалоб: Поставщики обязуются своевременно использовать эффективные методы получения жалоб клиентов и их разрешения, а также применять данные методы с целью регулирования отдельных действий клиентов и улучшения собственных продуктов и услуг.